ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Информация об инициативном бюджетировании

Инициативное бюджетирование - это форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления путем выдвижения инициатив по целям расходования определенной части бюджетных средств.
Инициативное бюджетирование реализуется через совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов.  
Методика инициативного бюджетирования — это управленческий инструмент, позволяющий выявлять самые острые и насущные вопросы на местах, часто невидимые из центра, требующие немедленного вмешательства.
Губернатором  Краснодарского края Вениамином Ивановичем  поставлена  задача о  реализации  на территории края инициативного бюджетирования – это реализация инициатив населения за счет средств бюджетов всех уровней.
Планомерная работа открытого правительства, Минфина России по повышению открытости информации о формировании и исполнении бюджета привела к созданию устойчивых целевых аудиторий, заинтересованных в получении данной информации: экспертное сообщество, депутаты различных уровней, чиновники, студенты профильных специальностей. Однако подавляющее большинство российских граждан по-прежнему не проявляют большого интереса к популяризации главного финансового документа страны.
С 2014 года в Краснодарском крае при проведении оценки качества управления муниципальными финансами оценивается наличие на официальных сайтах органов местного самоуправления муниципальных образований информации о местном бюджете в доступной и понятной для граждан форме по проекту местного бюджета и годовому отчету об исполнении местного бюджета. Министерством финансов края проводятся конкурсы проектов по формированию бюджета для граждан.
Открытость бюджетной информации является необходимым, но недостаточным условием для ее понимания гражданами. Обилие публикуемых цифр не дает возможности оценить, каких результатов достигают органы власти при расходовании бюджетных средств, как могут меняться бюджетные параметры и насколько эффективно тратятся средства налогоплательщиков. Изменить ситуацию можно путем вовлечения граждан в бюджетный процесс.
Желание обустроить общественное пространство велико, но люди не могут самостоятельно организоваться, найти достаточно средств для реализации своих идей. Именно на решение данных проблем и обращено инициативное бюджетирование, которое основано на решении вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов. Инициативное бюджетирование постепенно становится элементом повышения эффективности общественных финансов. Повышение гражданской активности и грамотности – само по себе сложная задача, которая требует преодоления социальных, организационных и бюрократических затруднений. В некоторых регионах (например, в Кировской, Тверской и Тульской областях, в Пермском и Ставропольском краях, в городе Череповце) уже внедрили практику инициативного бюджетирования, и по итогам наблюдаются успехи. Средства, выделяемые из регионального бюджета, софинансируются из местных бюджетов, со стороны населения и местного бизнеса.
Что дает власти поддержка данных проектов?
Во-первых, с помощь­ю инициативного бюджетирования решаются наиболее злободневные проблемы, вызывающие социальную напряженность.
Во-вторых, инициируется участие граждан в решении проблем местного значения через работу в бюджетных комиссиях, проектных командах, голосование при определении приоритетов расходования бюджетных средств и т. д.
В-третьих, обеспечивается софинансирование гражданами и бизнесом (до 30%) отобранных для реализации проектов. Кроме того, население, сопричастное к реализации отобранного проекта, осуществляет общественный контроль за его реализацией, последующей эксплуатацией и сохран­ностью построенных объектов. Повышается уровень доверия к власти за счет увеличения прозрачности управленческих решений и снижения уровня коррупции. Снижается угроза социальной напряженности.
Что получают граждане, участвуя в данных проектах?
Во-пер­вых, возможность решать насущные проблемы.
Во-вторых, эффективный инструмент мобилизации совместных усилий, реализуемый при поддержке властных институтов.
В-третьих, значительное по объемам финансирование от государства на принципах софинансирования.
В-четвертых, возможность улучшения среды обитания. И наконец, достоверную и своевременную информацию о бюджетном процессе на региональном и местном уровнях.
Чаще всего поддерживаются и софинансируются проекты ремонта дорог и организации водоснабжения, далее следуют проекты ремонта объектов культурной инфраструктуры и благоустройства территории поселений, проекты обустройства мест отдыха и детских площадок  и объектов спортивной инфраструктуры , завершают список проекты организации освещения, противопожарных мероприятий, благоустройства мест захоронений.
Как это работает?
Механизм работы прост, необходимо провести собрания инициативных групп населения, где решить вопрос о том, какой проект общественной инфраструктуры они считают приоритетным, и договориться о софинансировании. Затем подать заявки, которые будут рассматриваться на конкурсной основе. После проведения конкурса проектов будут проведены торги и заключены контракты. Сразу после этого начинается реализация проекта, который после завершения торжественно открывается.
Правовой режим привлечения средств граждан и предприятий к финансированию проектов — один из основных вопросов реализации инициативного бюджетирования. Важно, кто инициирует проект. Если граждане — то поднимать вопрос о финансовом участии населения муниципалитета корректнее, чем в случае, когда инициатива исходит от руководства муниципального образования. 
Привлекать средства граждан можно двумя способами:
-самообложение граждан;
-заключение договоров пожертвования с юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Самой главной проблемой будет организовать население, заставить их проявить инициативу.
Какие результаты мы ожидаем?
Как показывает практика, применением инициативного бюджетирования достигаются следующие эффекты:
1. Рост удовлетворенности населения качеством социальных услуг.
2. Минимизация иждивенческих настроений со стороны населения и активизация его участия в местном развитии, укрепление взаимного доверия населения и органов местного самоуправления.
3. Эффективность бюджетных решений:
- Проекты экономичнее из-за вовлечения населения. Кроме того, такие объекты бережнее эксплуатируются.